Как правильно заряжать аккумулятор

Как правильно заряжать аккумулятор

Практически любому автомобилисту когда-нибудь требовалось или потребуется зарядить аккумулятор. Чаще всего эта операция востребована после лета. Зарядка АКБ – процесс специфичный, поэтому нужно придерживаться определенных правил, которые позволят процессом заряда не испортит батарею и вернуть ее к нормальному функционированию.

Зарядить аккумулятор можно при помощи источника тока постоянного типа. Применение выпрямителей не ограничено, но нужно, чтобы можно было регулировать ток или напряжение. Учтите, что аккумулятор имеет напряжение в 12 Вольт, но устройству для заряда нужно уметь увеличивать напряжение до 16 и чуть выше Вольт. По-другому добиться заряда современного аккумулятора не выйдет.

Подбираем зарядное устройство

Автономное зарядное устройство для автомобильного аккумулятора может быть одного из двух типов. Первый тип – модель трансформаторного типа. Внутри такой встроен трансформатор большого размера, который работает в схеме с выпрямителем тока. Такие устройство мощны и надежны, а при изготовлении используют качественные современные компоненты. Второй тип – модель импульсного типа. Ее применение актуально в ситуациях полного разряда. Внутри встроен трансформатор высокой частоты. В отличие от моделей первого типа, в моделях второго типа трансформатор куда меньше и легче. В автомагазинах ассортимент импульсных ЗУ постоянно пополняется, так как спросом эти зарядные устройства пользуются: невысокая цена всему виной. Достигается она за счет применения дешевых материалов. Несложно догадаться, что трансформаторные модели надежнее, так как дороже.

Как можно зарядить аккумулятор

Для заряда аккумулятора автомобиля можно использовать разные способы.

Способ 1. Зарядка постоянным током. Для аккумулятора нужно подбирать зарядное устройство мощностью не более 12% от номинальной емкости. Например, если ваша батарея имеет емкость 60 А/ч, зарядный ток должен составлять 6А+-. Для такой зарядки обязательно потребуется устройство-регулятор, которое будет следить за тем, чтобы во все время работы ток был постоянным. Определить, что аккумулятор заряжен, можно по электролиту. Если его плотность перестала меняться от трех часов и более – заряд окончен. Также можно ориентироваться на постоянство напряжения и тока в течение двух часов.

Многие уже подметили, что главный недостаток такого способа – обязательное наличие регулятора для тока заряда. Отдельно отметим, что в конце работы выделяется большое количество газа. Чтобы избежать этой неприятной особенности ступенчато снижают силу тока, но при этом повышают напряжение заряда. При напряжении заряда в 14,4В на нашем рассматриваемом аккумуляторе можно понизить силу тока в два раза – до трех Ампер. Если батарея относится к современным, лишенным отверстий для заливки дистиллированной воды, снижение тока в два раза можно осуществить еще раз – опуститься до 1,5А при 15В.

Способ 2. Заряд с постоянным напряжением. Для этого способа важно, чтобы напряжение поддерживалось на постоянной отметке в 2,2В. Возможно увеличение, но не более чем на 0,05В. Напряжение должно быть одинаковым на каждую банку. Такой способ долог – зарядка одного аккумулятора для легкового автомобиля может растянуться не на часы, а на сутки.

Делая замеры, можно отметить, что на выводах аккумулятора напряжение постепенно поднимается до напряжения зарядного устройства. Зарядный ток будет постоянно снижаться, стремясь опуститься до нуля. Однако этот способ хорош тем, что для зарядки не требуется человеческого участия. Определить, что аккумулятор заряжен, можно по неизменной плотности электролита в течение трех и более часов. Также в конце заряда на выводах батареи напряжение составит 14,4В.

Способ 3. Заряд модифицированный. Начинают процесс заряда с постоянного тока. Значение постоянного тока должно составлять четверть от номинальной емкости АКБ. Нужно следить, чтобы поймать момент, когда напряжение на каждой банке будет находиться в диапазоне от 2,2 до 2,36В. С этого момента нужно осуществить переход к способу №2 – зарядке постоянным напряжением. Напряжение должно лежать в том же диапазоне, что и на банках. Несмотря на комбинацию режимов, заряжаться аккумулятор все равно будет несколько суток.

Во время эксплуатации автомобиля происходит постоянный заряд аккумулятора. Заряд осуществляется при постоянном напряжении. Параметры тока согласованы с изготовителями автомобильных аккумуляторов – на машинах напряжение заряда выставлено в диапазоне от 13,9 до 14,3В. Такое напряжение позволяет избежать обильного выделения газов.

Стоит напомнить и про зависимость между скоростью заряда и температурой окружающей среды. Чем ниже температура, тем сильнее сопротивление внутри батареи. Повышение сопротивления влечет за собой падение эффективности зарядки. Зимой стоит обращать внимание на состояние аккумулятора и проводить его зарядку при помощи стационарного устройства в тепле, так как в этот период характерно влияние низкой температуры, коротких поездок, холодных пусков.

Контролируем плотность электролита

У заряженной на 100% батареи плотность электролита имеет эталонное значение – 1,28г/см3. Допуск в одну сотую грамма. Чем сильнее разряжается АКБ, тем меньше плотность электролита. Обычно при разряде на половину уровень плотности опускается на 0,08 г/см3. Зависимость между разрядом и плотностью электролита линейная.

Измерить плотность кислоты можно самостоятельно – для этого нужен ареометр, а также сменные денситометры. При измерении поплавок устройства не должен вступать в контакт со стенками стеклянной трубки. Во время замеров плотности нужно снять и температурные показатели. Результат замеров плотности нужно пропорционально вывести к температуре в +25 градусов. Делается это корректировкой на поправки. Значение поправки найдется в литературе или интернете.

При помощи рекомендаций из данной статьи, вы сможете самостоятельно осуществить качественную и надежную зарядку автомобильного аккумулятора, чтобы решить проблему с невозможностью завестись. Строгое выполнение всех правил значительно продлит срок службы аккумулятора.