Подбираем себе хороший стартерный аккумулятор

Подбираем себе хороший стартерный аккумулятор

Критерии подбора АКБ

 

Покупка АКБ для автомобиля не происходит во время простого похода по автомагазинам — нужно правильно определить параметры будущей батареи, так как АКБ должна сочетаться с электрооборудованием в машине. Существует базовые параметры, на которые обязательно нужно обращать внимание: - номинальная емкость, измеряемая в А/ч (электрическая емкость); - пусковой ток, измеряемый в А (тока заряда во время пуска двигателя, при условии регламентированного напряжения, которое подается на полюсные выводы); - габариты корпуса (порой размер АКБ важен); - масса. Каждое значение стоит рассмотреть детально. Завести автомобиль не получится, если аккумулятор не может предоставить высокомощный разряд, а также не обладает емкостью на приемлемом уровне.

 

То есть аккумуляторная батарея — главный источник энергии для надежного старта. В процессе применения были выработаны нормативные величины, которые характерны для определенного режима работы. Эти данные формировались не только изготовителями, но и потребителями. Электрические величины замеряются на полюсных клеммах. В нормативных документах на АКБ обязательно должны присутствовать данные по двум режимам разряда: стартерный режим в условиях температуры окружающей среды ниже нуля градусов и режим определения емкости.

 

Электрическая емкость

 

Электрическую емкость у батареи можно представить как количество заряда, который будет передан батареей во время разряда, длящегося достаточно долго. Определение электроемкости проводят во время длительного разряда, а также во время режима резервной емкости.

Стандартно для разряда отводят 20 часов. Соответственно, номинал электроемкости должен равняться достаточной емкости для разряда АКБ в течение 20 часов. В подавляющем большинстве случаев нормативные документы четко прописывают этот показатель. Его можно найти в ГОСТ 959-2002, если АКБ сделан в России, также в документах на батареи от производителей из Европы. Определение номинальной емкости производят путем непрерывного разряда при температуре окружающей среды +25°С, а разрядный ток составляет 0,05 от номинальной емкости, которая указывается производителем.

 

Если АКБ имеет емкость 60А/ч, разрядный ток будет составлять 3 Ампера, а АКБ с емкостью в полтора раза больше пропорционально будет проверяться разрядным током в 4,5 Ампера. Остановка разряда происходит во время достижения 10,5В напряжения на батарее в 12В. Также у батареи существует резервная емкость, которую измеряют в минутах. Для ее измерения проводят разряд, повышая ток до 25А, а температуру до +27°С. Этот показатель должен примерно совпадать с тем временем, сколько проедет авто, если генератор выйдет из строя.

 

АКБ с емкостью 55 А/ч резервная емкость будет приближаться к 90 минутам. То есть, если вдруг произойдет поломка генератора, авто будет на ходу в течение 1,5 часов — аккумулятор будет отдавать требуемую энергию сам. Мощность Люди, хоть чуть-чуть связанные с электротехникой, легко вспомнят, что электрическая мощность есть произведение тока разряда на среднее напряжение в определенный отрезок времени. P = I * U, где I - ток во время разрядки, U — значение среднего напряжения разряда, замеренное несколько раз в одинаковые промежутки. У батарей на свинцовой основе можно заметить очень сильный спад среднего напряжения, если растет зарядный ток во время режима разряда для старта мотора, то есть когда батарея разряжается из-за пуска двигателя стартером. Получается, что увеличение мощности, которую тратит батарея, чтобы привести двигатель в движение, ведет к тому, что в точках вывода снижается напряжение, а также к замедлению вращения стартера. Увеличение мощности АКБ приводит к ускорению стартера, что обеспечивает более легкий запуск.

 

Сравнить мощность разных батарей можно путем сравнения пусковых токов. Чем ток больше — тем и мощность выше. Но нужно учитывать тот факт, что измерения должны проходить по единой методике, а их существует немало. Стартерный разряд, он же короткий, идет в течение определенного временного интервала, пока не будет достигнуто требуемое напряжение. Работа может быть непрерывной, а может и происходить с перерывами. Нормативные документы должны содержать информацию о промежуточных интервалах с момента разряда, во время которых есть процесс контроля за напряжением АКБ в процессе разрядки. Чтобы узнать, как долго аккумулятор сможет работать во время попыток запустить двигатель, достаточно определить запас энергии батареи. Это характеризуется временем разряда в момент старта.

 

Логика тут проста: больше запас энергии обеспечивает большее количество попыток завести авто. Первым аккумулятором для изготовленного автомобиля становится тот, которым сочтут приемлемым разработчики пусковой системы. Для выбора они производят расчеты по определенным сценариям. Температуру окружающей среды во время тестов задает разработчик. Аккумулятор находится в состоянии заряда на 75%, замер проводится на третьей попытке стартерного разряда. Карбюраторный двигатель с залитым товарным маслом тестируют чаще всего при температуре −20°С. Для двигателей на дизеле значение выше на 2-5 градусов. Дизельные двигатели в условиях еще более низких температур требуют использования средств для облегчения пуска. Однако такие средства можно использовать и владельцам карбюраторных двигателей, независимо от вида автомобиля.

 

Аккумулятор, который в полной мере устроил производителя авто, указывают в техпаспорте изделия. Во время испытаний в лаборатории и в условиях приближенных к реальности должны проверять различные модели АКБ. При замене аккумулятора в первую очередь смотрите техпаспорт автомобиля, так как это достоверный источник о требуемом типе батареи. Современные батареи стартерного типа, изготавливаемые разными фабриками в разных странах, могут иметь разные обозначения одних и тех же характеристик. И даже опытный автомобилист не всегда может понять, почему вроде бы одинаковы аккумуляторы промаркированы совершенно разным набором цифр.

 

К примеру, в Германии ток разряда замеряют по DIN, в России применяется ТУ, а в Евросоюзе есть EN, когда как у США — SAE. При этом существуют разные версии, так что ток один и тот же ток в SAE будет обозначаться иначе в ГОСТах, принятых в РФ, или значение ГОСТ 959-2002 может быть гораздо больше, чем по ГОСТ 959-91. Когда аккумулятор разряжают такими токами, подразумевается, что на полюсных выводах может быть разное напряжение. Для примера можно взять температуру электролита равную −18°С. По EN напряжение на полюсных выходах должно составлять 7,5В на 10 секунде (это также справедливо и для ГОСТ 959-2002), а по SAE — 7,2В на 30-й секунде. Токи по 01 M и ТУ требуют напряжения не меньше 9 Вольт на 30-й секунде. Эти знания позволяют успешно подобрать наиболее подходящую батарею для авто.

 

Для приведения токов по EN и SAE к DIN и ГОСТ нужно запомнить коэффициент 1,7. Зная его, можно легко перевести ток, указанный в определенном стандарте на АКБ, в тот, который более привычен вам. Таким образом, вы сможете ориентироваться в аккумуляторах, сделанных в разных странах. Критерии выбора Новая батарея должна обеспечивать пусковой ток не меньший, чем у АКБ под замену. Электрическая емкость нового аккумулятора также не должна быть меньше, иначе при повседневном использовании вы можете столкнуться с проблемами.

 

При холостом ходе, а также пробеге на малые расстояния, аккумулятор активно оказывает помощь генератору в обеспечении потребителей током. Если собственная емкость АКБ мала, то глубина разряда может дойти до значения в 45-50%, что значительно понизит работоспособность батареи при пуске двигателя. То есть, при поиске нового аккумулятора, нужно смотреть на такие параметры, как: 1) электрическая емкость; 2) расположение полюсных выводов (прямая полярность - «минус» на правой стороне и наоборот; 3) габариты (чаще проблема возникает с длиной батареи); 4) крепеж. Из паспорта изделия можно узнать его потенциальные возможности. Но не забывайте, что в паспорте даны значения для конкретной тестовой ситуации, а при реальной эксплуатации с изменяющимися условиями все может быть иначе. Режим работы автомобиля влияет не меньше, чем условия, ведь при неправильной эксплуатации АКБ может терять часть своих свойств. Можно взять аккумулятор более мощный, чем стоял до этого? Сможет ли генератор работать с таким зарядом?

 

Вполне справится, если вы не будут допускать полного разряда аккумулятора, когда вся емкость использована. Чтобы запустить двигатель, независимо от емкости АКБ, требуется почти равное количество электричества (до трех попыток, каждая до десяти секунд). Столько же Ампер/час должно вернуться аккумулятору от генератора. Но полный запас емкости в разных аккумуляторах различается. Большая емкость аккумулятора, чем рассчитывал изготовитель, способна сделать работу щеточно-коллекторного узла в стартере еще напряженнее. Подбор АКБ по габаритам и схеме крепления зависит целиком и полностью от конкретной модели авто. Тут влияет и длина проводов для подключения, и размер площадки для подключения батареи. Установка АКБ разных типов полярности в одну и ту же машину во многих случаях невозможна. Если производитель предполагал использование батарей с прямой полярностью, то и провода делал достаточной длины лишь для такого типа подключения. Иногда полюсные выводы могут выпирать вверх не в том месте, где на капоте под это предусмотрены места, из-за чего капот будет не захлопнуть.